Парламент обзаводится новыми палатами
29 апреля 2004 года
Президиум Госсовета внес на рассмотрение депутатов 45 вопросов. Парламентарии, однако, сочли необходимым значительно расширить повестку дня. Роберт Садыков (фракция КПРФ) предложил принять обращение к Президенту и Правительству России с тем, чтобы они "приняли какой-то документ в связи с резко обострившейся ситуацией в Ираке". По словам депутата, в Ираке начались массированные бомбардировки городов, гибнет мирное население, поэтому Россия должна сказать свое веское слово по вопросу о прекращении агрессии. Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев напомнил, что Госсовет ранее уже принимал заявление по данной проблеме. В нем отмечалось, что руководство нашей страны заняло взвешенную позицию в этом конфликте. Поэтому депутат посчитал, что принимать повторное обращение преждевременно. Такое же мнение высказал и участвовавший в работе сессии Президент Минтимер Шаймиев, отметив, что позиция России в этом конфликте не изменилась. Сессия сочла доводы оппонентов Р.Садыкова убедительными.
Александр Штанин настаивал на включении в повестку дня вопроса об отчете Кабинета Министров об исполнении бюджета республики за первый квартал 2004 года. К этому исполнительную власть обязывают федеральное законодательство и Бюджетный кодекс РФ. М.Шаймиев, однако, указал на отсутствие таких норм, обратив внимание на то, что Министерство финансов должно предоставить информацию об исполнении бюджета. Как пояснил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин, такая информация в Госсовет поступила и рассмотреть ее предполагается на следующем заседании парламента.
А.Штанин также предложил рассмотреть вопрос о нарушениях Регламента Госсовета. По его словам, материалы, подлежащие рассмотрению на заседании Госсовета, должны предоставляться законодателям не позднее, чем за семь дней до сессии. Но парламентарии получили их на руки либо накануне, либо утром, перед началом заседания. На это позднее указала и Насима Столярова (КПРФ). Она отметила, что при таком режиме нет никакой возможности нормально работать над законопроектами, тем более если они достаточно объемны. Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин не отрицал, что отдельные положения Регламента нуждаются в пересмотре, и попросил депутатов представить свои предложения в профильный комитет.
Оба предложения А.Штанина поддержки не нашли. С другими предложениями выступили депутаты Т.Сафин, С.Осколок, А.Ишкуватов, А.Гусев и И.Сафиуллин. В результате утвержденная повестка дня включала 68 вопросов.
Госсовет продолжил рассматривать организационные вопросы. Парламент избрал своим представителем в Совете Федерации РФ Ирину Ларочкину, занимавшую эту должность и при Госсовете предыдущего созыва. Кандидатуру И.Ларочкиной в соответствии с федеральным законом и Регламентом парламента внес Ф.Мухаметшин. По закону депутаты в количестве не менее одной трети от численного состава Госсовета могли выдвинуть альтернативную кандидатуру, но этим правом никто не воспользовался. По результатам тайного голосования, в котором приняли участие 82 депутата, за И.Ларочкину проголосовали 74 человека, против - 5. Два бюллетеня были признаны недействительными.
Полномочным представителем Госсовета в Конституционном суде РТ был избран начальник Правового управления Аппарата Шакир Ягудин. В связи с избранием Гульнары Сергеевой депутатом досрочно прекращены ее полномочия в качестве члена Квалификационной комиссии при Адвокатской палате РТ - представителя Госсовета. Депутаты завершили формирование комитетов и утвердили состав Комиссии по установлению идентичности текстов законов РТ на татарском и русском языках.
Госсовет повторно принял Бюджетный кодекс РТ, возвращенный Президентом. Глава республики указал на необходимость уточнить пределы регулирования положений, регламентирующих порядок составления, утверждения и исполнения местных бюджетов (бюджетов местного самоуправления). Требовалось уточнить и полномочия органов, участвующих в бюджетном процессе. Помимо этого, отдельные нормы кодекса редакционно противоречили Бюджетному кодексу РФ.
В первом чтении был одобрен законопроект с поправками к закону о статусе депутата Госсовета. Закон был принят незадолго до выборов депутатов - 26 февраля. В силу же он вступил через четыре дня после выборов, 18 марта, после подписания Президентом. Но глава республики поставил свою подпись под документом с условием, что в него будут внесены изменения. Поэтому новоизбранный парламент был вынужден сразу приступить к пересмотру закона. В частности, изменениям подверглась статья об обеспечении администрациями городов и районов условий для осуществления депутатской деятельности. Эта обязанность возлагалась на администрации городов и районов, на территории которых находятся центры одномандатных избирательных округов. Выходило, что остальные такой нагрузки не несли, что, естественно, несправедливо. Поэтому эта норма была переписана: условия законодателям будут обеспечивать все администрации городов и районов на территориях округов.
По словам Александра Салия (КПРФ), во время предвыборной кампании нельзя вносить какие-либо изменения в законы, которые влияют на формирование представительной власти. Подчеркнув, что готов внести 76 поправок, он высказал недовольство некоторыми нормами, в частности, что не всем законодателям предоставлено право работать в Госсовете на постоянной основе. Также А.Салий указал на отсутствие в законе нормы о праве депутата на получение и распространение информации и некоторых других. Ф.Мухаметшин в ответ заметил, что альтернативного законопроекта не представлено, а над имеющимся надо работать через поправки.
От обсуждения собственного статуса депутаты перешли к рассмотрению вопросов о палатах парламента. При Госсовете будет создана Общественная молодежная палата - такое решение принято на сессии. Как отметил председатель Комитета по социальной политике Чингис Махмутов, комитет не согласился с двумя замечаниями Правового управления Госсовета. Юристы предлагали не включать в состав палаты представителей молодежи от районов и городов республиканского значения, избранных на собраниях этой самой молодежи. Ч.Махмутов считает, что в этом случае не будут представлены интересы регионов. Правовики также считают, что нельзя ограничивать возраст членов молодежной палаты тридцатью годами. "Но это приведет к созданию параллельно действующего парламента, в котором нет необходимости", - сказал председатель комитета.
Во втором чтении был принят законопроект "О Счетной палате Республики Татарстан". Через процедуру первого чтения он прошел еще полтора года назад. Депутаты обсудили поправки, поступившие к документу: часть из них "досталась в наследство" от парламентариев прошлого созыва, часть - внесена новоизбранными депутатами.
Счетная палата придет на смену Комитету парламентского контроля. Она будет парламентским постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Контрольные полномочия Счетной палаты будут распространяться на все государственные органы и учреждения Татарстана, а также внебюджетные фонды. Но не только. Палата сможет подвергнуть проверке органы местного самоуправления, предприятия, банки, общественные объединения и ряд других организаций. Это станет возможным в трех случаях: если последние получат, перечислят или используют средства из бюджета республики, используют республиканскую собственность либо управляют ею или пользуются налоговыми льготами и иными преимуществами, предоставленными татарстанским законодательством либо органами госвласти.
Руководителей Счетной палаты назначает парламент сроком на пять лет. Кандидатура председателя будет предлагаться Президентом, его заместителя - Председателем Госсовета. Три поправки, предусматривающие иной порядок внесения кандидатур, были отклонены. Депутаты предыдущего созыва Альберт Каримов и Юсуп Якубов предлагали, чтобы кандидатура председателя палаты также вносилась руководителем парламента. Заместителя же председателя палаты, по мнению А.Каримова, должен выдвигать ее председатель. А.Штанин считает, что недопустимо ограничивать права депутатов на представление кандидатур, а "Президент не имеет к Счетной палате никакого отношения".
Руководитель палаты и его заместитель не могут быть депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также членами Правительства.
В Счетной палате устанавливаются шесть должностей аудиторов. Депутаты одобрили поправку, согласно которой кандидатуры трех аудиторов будут предложены Комитетом по бюджету, налогам и финансам, а еще трех - Комитетом по экономике, инвестициям и предпринимательству.
На сессии также рассмотрены три законопроекта в сфере налогового законодательства. Дополнения в закон о налоге на имущество организаций предусматривают освобождение от его уплаты органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных организаций, которые финансируются из бюджета республики. Действие закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января нынешнего года.
Вторым законопроектом утверждаются ставки платы за пользование водными объектами, которые начнут действовать с 1 июля.
Проект закона с изменениями в закон о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливает для предпринимателей корректирующий коэффициент базовой доходности К2 на 2004-2006 годы.
Все три законопроекта были приняты сначала в первом, а затем - во втором и окончательном чтениях.
Хроника заседания
- В третьем чтении приняты законопроекты "О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об образовании", в первом - "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха". Проект закона "Об участии граждан Республики Татарстан в обеспечении правопорядка" был снят с рассмотрения.
- Госсовет внес изменения в постановление об издании информационного бюллетеня "Парламентские вести" и утвердил Примерный план законопроектной работы на 2004 год.
- Депутаты согласились с протестом Волжского межрегионального природоохранного прокурора на Закон РТ "О плодородии земель сельскохозяйственного назначения" и приняли к сведению представление прокурора РТ об устранении нарушений федерального законодательства в процессе приведения законодательства республики в соответствие с ним.
- Парламент рассмотрел 47 проектов федеральных законов и обращений региональных парламентов к руководителям федеральных органов власти. 37 из них были одобрены, 9 - не поддержаны. К одному проекту федерального закона решено внести поправки.